Отмена абсолютно коррупционной услуги
Я, все-таки, заговорю о замечательном предложении президента Медведева отменить техосмотр. Замечательное без всяких шуток: если он это сделает, это будет первая его серьезная реформа. Напомню, что правоохранительная реформа в Грузии включала в себя как абсолютно необходимую, хотя недостаточную меру, отмену техосмотра, который Каха Бендукидзе назвал коррупционным налогом в чистом виде.
Я постараюсь сейчас показать, что отмена техосмотра – это отмена некоей абсолютно коррупционной услуги, которая приносит коррупционерам до миллиарда долларов, наносит ущерб экономики в размере около 60 миллиардов долларов. И правила, по которым функционирует рынок этой услуги, настолько важны, что, собственно, я на них и остановлюсь. Потому что самым важным свойством коррупционной услуги является то, что доходы продавца услуги на этом рынке прямо пропорциональны размеру ущерба, который несут покупатели.
Итак, немного арифметики. Сразу предупреждаю, что все мои вычисления очень приблизительны, и они, скорее, характеризуют порядок цифр, чем сами цифры. Ну, порядок можно посчитать. 41 миллион автомобилей в России, 71% из них старше 7 лет, то есть они должны проходить ТО ежегодно. ТО ежегодно также проходят автомашины массой более 3,5 тонн, вне зависимости от даты рождения. Раз в полгода проходят ТО маршрутки, такси и так далее. То есть, ну, самый минимум – это где-то 35 миллионов автомобилей раз в год должны получать талончик.
Любой человек, который зайдет на сайт, на Яндекс или на Google и наберет «Техосмотр», у него тут же вылезет «Техосмотр купить». Даже если у него не вылезет «Техосмотр купить», у него тоже вылезет «Техосмотр от 4 тысяч рублей» - на самом деле, еще недавно это стоило 4,5 тысячи рублей.
Умножаем 35 миллионов автомобилей на полтораста долларов, получаем потенциальную емкость рынка в 5,4 миллиардов долларов. Ну, предположим, что за техосмотр заплатил только каждый пятый, и вообще техосмотр в провинции стоит дешевле, чем в Москве. Ну, все равно где-то миллиард. Неплохо.
Теперь вопрос. Кто, собственно, платил? Вот, есть потенциальная емкость рынка, а каков реальный доход? Предположим, что вам надо потратить день, чтобы получить техосмотр, и законным способом тогда техосмотр имеет смысл получать лишь тому, чье рабочее время стоит меньше, чем полтораста долларов в день.
Это очень важный момент. Вот, представьте себе, вы – булочник и булочки продаете. Тот самый адамсмитовский. Что вам нужно сделать, чтобы увеличить ваши доходы? Ответ: лучше печь булочки. А теперь представьте себе, что вы – владелец виртуального ООО «Техосмотр» и у вас емкость рынка 5,4 миллиарда долларов, и вы получаете всего миллиард. Какова ваша маркетинговая стратегия? Да ясен пень, вам нужно увеличить очередь. Увеличение очереди означает увеличение ущерба, который несет потребитель при отказе от коррупционной услуги. Стало быть, это увеличение готовности за услугу платить. Если клиент проводил в очереди день, а теперь проведет в ней 5 дней, то цена услуги вырастает, потенциальное количество клиентов увеличивается. Именно это произошло в Москве. Сейчас цена услуги после чудовищного роста очередей выросла сначала до 7,5 тысяч, а теперь и до 10 тысяч рублей. То есть за эту услугу при этом теперь целесообразно платить любому, кто зарабатывает в неделю свыше 350 долларов. Опять же, емкость рынка выросла, составила где-то 12 миллиардов долларов в год.
Разумеется (сейчас, это самое важное), это не значит, что гаишники заработают все 12 миллиардов долларов, как они зарабатывали все 5. Но это значит один очень важный момент, что экономика потеряет как минимум 12 миллиардов долларов в год в заработной плате.
Есть общемировой критерий, согласно которому человеку в качестве зарплаты выплачивают не больше пятой части произведенного им продукта. То есть наши 12 миллиардов долларов, которые люди просадили в очередях, - это 60 миллиардов долларов непроизведенного ВВП. Вот это, собственно, самое главное, о чем я хочу сказать, потому что получается, что чтобы заработать 1-2 миллиарда долларов, членам нашего виртуального коррупционного ООО «Техосмотр», надо нанести ущерб экономике порядка 60 миллиардов.
То есть, вот, коррупционный рынок – он характеризуется некоей величиной, которую можно условно назвать «коррупционным мультипликатором», или лучше «демультипликатором». Потому что этот рынок – это игра с ненулевой суммой, и чем больше вы получили дохода, тем больше общей выгоды упустила экономика. И теперь, вот, просто можно прикинуть. Коррупция в России составляет не менее 25% ВВП, это, по-моему, чуть ли не официальные уже данные (я считаю, что они больше). Размер дохода, извлекаемый коррупционером, как минимум на порядок, а, скорее всего, раз в 20-30 ниже причиняемого им ущерба. Легко представить себе, какие реальные потери российской экономики. И, кстати, какие реальные перспективы нашего роста в случае конца существующего режима.
Так что, вот, если Медведев отменит техосмотр, абсолютно без дураков, это будет первая в его президентстве мера по реальному улучшению российской экономики, потому что до сих пор абсолютно все законы, принятые при Медведеве и Медведевым увеличивали емкость коррупционного рынка.
Меня смущает только две вещи. Во-первых, Медведев предложил отменить техосмотр. Это как? Вот, предложить отменить техосмотр могу я или Алексей Поликовский, обозреватель «Новой газеты» после статьи, с которой, собственно, все и заварилось. Но президент – он как-то может не предлагать, он может приказывать. Техосмотр – не Конституция, правила его проведения у нас не референдумом приняты, они принимаются Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ. Можно завтра написать в этих правилах: «Все идут свободно».
Более того, меня чего смущает? Президент Медведев предложил отменить техосмотр, правда, он как-то так, косо выразился, типа, отменить или сделать, чтобы не было проблем. А, вот, мэр Москвы Собянин в ответ заявляет, что не будет повышать на техосмотр цены и все упростит. Я как представила себе сцену: товарищ Сталин говорит, попыхивая трубкой: «Надо отмэнить техасмотр». А товарищ Хрущев, который, напомню, с 1949 года первый секретарь московского горкома партии, в ответ на это говорит: «Пробок больше не будет». Ну, я думаю, что если бы Сталин распорядился отменить техосмотр, то отменили бы в течение 5 минут. А если бы кто-нибудь при этом из чиновников вздумал делать что-нибудь другое, улучшать условия коррупции, то просто был бы расстрелян уже через 10 минут.
Вот, техосмотр надо отменять завтра. Ну, конечно, лучше вчера, но поскольку вчера невозможно, то завтра. Если для его отмены нужно внести поправки в закон, то поправки можно вносить в Думу, а тем временем издать, как я уже сказала, должностную инструкцию, согласно которой срок действующих или уже не действующих талонов, продлевается, ну, допустим, на 5 миллиардов лет. Это даст экономике дополнительные 60 миллиардов долларов и лишит мерзавцев 1-2 миллиардов долларов дохода. Никаких побочных эффектов при этом не будет, потому что если кто-то думает, что в России неисправная машина не может выйти в рейс без техосмотра, то я, опять же, его приглашаю погуглить по фразе «Купить техосмотр».
И еще, конечно, я считаю, что автомобилисты России должны сами высказать к этому свое отношение. Они должны собраться на акцию гражданского неповиновения, и не надо там каких-то митингов зарегистрированных, не зарегистрированных. Я просто предлагаю тому же Союзу автовладельцев обсудить простую меру, радиостанциям поддержать. Договариваются заранее люди одни. Допустим, это лучше сделать заранее, где-то через месяц, через 2 недели, чтобы все узнали, чтобы была реклама. И все машины, которые хотят принять участие в акции, допустим, ровно в 12 часов дня остановятся на 5 минут и гудят. На 5 минут. Это не занимает столько времени, сколько техосмотр – вот, просто власть... И поймем, собственно: мы быдло или мы, все-таки, граждане.
Юлия Латынина
Источник: «Эхо Москвы» «Код доступа» от 30 апреля 2011 года
|