Входной билет в профессию
Получению «аттестата за деньги» и коммерциализации системы последипломного образования необходимо противопоставить разделение образовательного процесса и экзаменационной процедуры. К такому выводу пришли участники круглого стола «Образовательная и аттестационная деятельность. Процедуры ограничения доступа к профессии в СРО», состоявшегося в рамках Первого Всероссийского Форума саморегулируемых организаций «Саморегулирование в России: опыт и перспективы развития».
Цена билета
Согласно одному расхожему определению, саморегулирование образуется тогда, когда рынок готов избавиться от недобросовестных игроков. Но, как известно, качество профессиональных услуг, прежде всего, зависит от качества образования специалистов. В этой связке образовательного процесса и непосредственного осуществления профессиональной деятельности механизмы саморегулирования способны стать своеобразным сетевым фильтром очищения отрасли, как на этапе допуска к выполнению работ, так и в последующем, включая стадию обязательной аттестации специалистов строительных компаний.
Не секрет, что сегодня у недобросовестных участников строительного рынка есть все возможности для покупки квалификационного удостоверения, позволяющего выполнять работы на особо опасных и технически сложных объектах без предварительного обучения. А цена такого «документа» может составлять от 8 до 10 тысяч рублей. Без преувеличения можно сказать, что на сегодняшний день подобная торговля в строительной сфере процветает. По словам заместителя Председателя Национального совета по оценочной деятельности, председателя Комитета по регламенту НОСТРОЙ Альберта Маршева: «В последнее время получила распространение практика открытой торговли документами повышения квалификации. Это очень опасное явление, и внутри системы мы разберемся, но торговля документами об образовании – это настоящее преступление, которым позволяют себе прикармливаться отдельные вузы. Задумайтесь, торгуют нашей совестью, и мы теряем авторитет у руководителей районов, городов и республик! Ведь у нас достаточно квалифицированных учреждений и педагогов, которые жизнь посвятили строительному образованию. Я надеюсь, что мы совместно сможем побороть это несчастье. Наш комитет стал своеобразным фильтром, через который проходит вся информация о возмутительных безобразиях, происходящих в саморегулировании. Я считаю, тем, кто их творит, пришло время отвечать».
Преступление и наказание
Однако поймать за руку таких предпринимателей от образования будет достаточно нелегко, ведь их клиенты отнюдь не расположены к откровениям на публике.
Своеобразная круговая порука способствует тому, что вокруг системы аттестации начинает складываться целая торговая индустрия, в которой задействовано большое число юридических компаний, связанных тесными коррупционными связями с некоторыми образовательными учреждениями. По данным НОСТРОЙ, продажу таких документов предлагает 31 % опрошенных юридических компаний.
Учитывая всю серьезность ситуации, НОСТРОЙ заявил о своем намерении выявлять торговцев фальшивками, а затем по результатам работы обращаться в правоохранительные органы.
Так, Валерий Ревинский, директор департамента мониторинга НОСТРОЙ недавно лично прошел всю процедуру получения заветных «корочек». Контрольная закупка состоялась заочно во время служебной командировки в городах Чите и Краснодаре. Разумеется, процедура не предполагала никакого обучения, поскольку менее чем за неделю представитель нацобъединения имел на руках удостоверение о повышении квалификации по программе «Деятельность по строительству зданий и сооружений», которое обошлось в 8 тыс. руб.
Не вызывает сомнения тот факт, что действия фиктивных образовательных организаций способны полностью дискредитировать систему повышения квалификации и аттестации, которая зачастую рассматривается строителями не как форма совершенствования профессиональных навыков и знаний, а как очередной административный барьер со стороны государства.
Что делать?
Кроме прямого мониторинга и вмешательства со стороны нацобъединения строителей, искоренить сложившуюся негативную практику призвана единая система аттестации строительных кадров, разработанная в НОСТРОЙ. Причем, для рядовых членов СРО ее внедрение не влечет дополнительных расходов, финансирование этой работы взяло на себя нацобъединение.
По словам председателя Комитета по профессиональному образованию НОСТРОЙ Александра Ишина, на данный момент составлено уже порядка одной тысячи вопросов по общестроительной тематике. Они постоянно обновляются, а их общее количество к концу года должно увеличиться впятеро.
Всего для проведения аттестации специалистов строительной отрасли на территории всей страны уже функционируют 123 центра по тестированию, и их количество будет расти. При этом у профессионального сообщества есть возможность активно включаться в подготовительную работу и присылать свои заявки на разработку тестовых вариантов, экспертное заключение о качестве которых будет подготовлено на заседании профильного Комитета НОСТРОЙ.
Цена вопроса
К сожалению, такая достаточно стройная конструкция системы повышения квалификации и аттестации в системе саморегулирования выстроена далеко не во всех отраслях.
В ходе проведения круглого стола опыт строителей заинтересовал представителей аудиторского, оценочного сообществ, арбитражных управляющих, риэлторов, управляющих недвижимостью.
По мнению Алексея Юхнина, директора ООО «Центр проблем банкротства», повышать контроль вхождения в профессию возможно путем тестирования, по аналогии с подобной процедурой, разработанной строительным сообществом. Однако он отмечает, что в сфере последипломного образования предпочтительнее выглядят не столько курсы повышения квалификации, сколько непрерывная система продолжающегося образования по западному образцу.
Система непрерывного образования в арбитраже представляется тем более актуальной с учетом того, что с 2002 г. , когда был принят третий Закон о банкротстве, в документ внесено почти тридцать поправок. Понятно, что в подобной ситуации арбитражным управляющим действовать очень не просто. Отставанием методической базы системы повышения квалификации от бурных изменений законодательства отчасти можно объяснить такое количество жалоб в ФНС России.
Напомним, что в делах о несостоятельности, ФНС России в 2009 г. было направлено более 2,5 тыс. жалоб на действия арбитражных управляющих в СРО. В минувшем году их количество увеличилось до 3,4 тыс. При этом растет и количество жалоб, оставленных без ответа (в 2009 г. – 14,3 %, в 2010 г. – 25, 5 %).
В судебные органы на действия (бездействие) арбитражных управляющих уполномоченным органом в 2009 – 2010 гг. направлено 2363 жалобы. Кроме того, в 2009 – 2010 гг. территориальными налоговыми органами подано более 2,6 тыс. исковых заявлений о взыскании убытков, причиненных действиями арбитражных управляющих. При этом у арбитражных управляющих, допустивших неоднократные нарушения закона и внутренних стандартов СРО, существует возможность перехода из одной организации в другую. В этой ситуации роль национального профобъединения может состоять в организации реестра арбитражных управляющих, исключенных за нарушение закона, а также внутренних документов СРО. На этой же базе возможен и мониторинг образовательных процессов в системе СРО.
В свою очередь, для того, что бы система последипломного образования стала более эффективной и прозрачной, по мнению Алексея Юхнина, необходимо разделить процессы обучения и проверки знаний. При таком разделении исчезает повод для примитивной коррупции и получения бумажки за деньги.
В качестве последнего может служить алгоритм работы одного из профильных питерских вузов, когда, по словам Алексея Юхнина, за неделю до прохождения экзамена приглашаются соискатели, которым заранее раздаются экзаменационные билеты, на которые, разумеется, тем не составляет труда ответить после недельной подготовки.
Подобный факт, как отмечает Григорий Полторак, президент Российской Гильдии Риэлторов, невозможен при той схеме образовательно-аттестационной деятельности, которая проводится гильдией.
«У нас в 2002 г. был зарегистрирован единый национальный стандарт оказания услуги, сформулированы профессиональные компетенции, программы обучения, созданы профессиональные тесты и процедуры, введена система аккредитации аттестационных центров. Обучение проходит на базе самостоятельно действующих профессиональных объединений. Наша гильдия объединяет 55 регионов, соответственно, образовано 55 профобъединений, которые являются самостоятельными субъектами аттестации», – отмечает он.
Все процедуры выполняются на местах. При этом процедура проведения аттестации унифицирована и одинакова для всех регионов. Функции образования и выполнения аттестации разобщены. Саму аттестацию выполняет СРО, а базовые курсы проводятся силами учебных заведений, имеющих лицензию. Путем проб и ошибок члены СРО Российской Гильдии Риэлторов остановились на процедуре обучения и коучинга, включающей сначала обучение, потом практику на базе действующих предприятий и дальнейшее дополнение знаний на семинарах и тренингах. При этом аттестационная комиссия образуется из представителей всех участников рынка на некоммерческой основе при территориальных организациях профессионалов. Она не афиллирована с учебными заведениями. Функции и регламент аттестационной комиссии включают доработку тестовых вопросов для определения квалификации специалистов по недвижимости, проведение квалификационных экзаменов (тестов), рассмотрение апелляций и заявлений на переэкзаменовку, а также принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче квалификационного аттестата (не менее 75 % верных ответов).
При этом, как отмечает Григорий Полторак, одна из главных причин достаточно высоких затрат на такое обучение заключается в том, что в сфере риэлтерской деятельности нет эффективной системы предквалификационного отбора будущих специалистов на начальном этапе вхождения в профессию.
Как отмечает заместитель генерального директора Фонда рыночных исследований по образованию Алексей Юпитов, главная проблема не только последипломного образования, но и профобразования в целом, сводится к тому, что отношения работодателя и субъектов профессионального образования поставлены с ног на голову. Это происходит потому, что тесная взаимосвязь студента и вуза не включает в себя какое-либо участие конечного потребителя их совместного образовательного продукта в лице СРО, как непосредственного гаранта качества производимых работ.
«При этом Министерство образования не знает, как дать сообществу профессионалов тех работников, которые им требуются. Дискурс министерства состоит в следующем – мы ничего не можем сделать и надо уходить из этой сферы. Поэтому и возникает необходимость сочинения процедуры входа в профессию», – подчеркивает Алексей Юпитов.
Главной задачей обучения специалистов, по его мнению, становится задача превращения профессиональных стандартов в стандарты образовательные. На этом пути, как считает эксперт, неизбежны препятствия со стороны того же Минобрнауки, поскольку в этой схеме оно не нужно. Одновременно с этим большое значение имеет развитие профессионализма в области саморегулирования.
При этом образование и развитие знаний в системе СРО не может проводиться традиционными методами. Обучать друг друга должны в первую очередь, руководители СРО на базе универсальных компетенций, таких, как управление СРО, разработка отраслевых стандартов деятельности, продукции, компетенций, образования.
Общими являются вопросы контроля над деятельностью членов, реализация имущественной и финансовой ответственности, разработка и реализация отраслевых образовательных программ, информационное обеспечение деятельности.
«Как известно, основой образовательного процесса является взаимное обучение или «обучение действием». Для этого мы считаем целесообразным привлекать специалистов из числа руководителей саморегулируемых организаций и их членов, обладающих опытом решения проблемных ситуаций, возникающих в ходе их деятельности», – отмечает Алексей Юпитов.
Такая практика позволит аккумулировать лучшие методики саморегулирования, создать массив возникающих в этой области задач, ситуаций, проблем, а также способов их решения.
Андрей Фурсенко, Министр образования и науки РФ:
– Неадекватность содержания обучения современным или будущим требованиям экономики и общества обусловлена, с одной стороны, слабыми взаимосвязями между работодателями и системой профессионального образования, с другой – недостаточно четко сформулированными стратегическими требованиями к квалификации специалистов.
Алексей Юпитов, заместитель генерального директора Фонда рыночных исследований по образованию:
– На сегодняшний день СРО – это единственная организация, выражающая требования профессий. С развитием саморегулирования в стране появился субъект, выражающий свои требования, как в форме собственных стандартов, так и в форме прямого диалога с представителями власти. Но при этом содержание, процесс и результат профессионального образования формируются без участия СРО. Поэтому необходимо позиционировать СРО как субъекты образовательного процесса, а для этого отчетливо сформулировать ряд требований.
Во-первых, к «профильному» работнику организации-члена СРО – профессионалу, который может получить допуск к профессии.
Во-вторых, требования к образовательному продукту. И в-третьих, соответствующие требования к ВУЗам, на основании которых можно было бы прогнозировать качество их продукта.
Виктор Басаргин, Министр регионального развития РФ:
– Министерством разрабатывается программа использования сети территориального профильного образования для профессиональной переподготовки специалистов, развития дистанционного начального, среднего и высшего образования, где будут задействованы все 140 профильных учебных заведений. Вместе с национальным университетом на базе МГСУ эта программа станет звеном системы непрерывного образования.
Со своей стороны, профессиональное сообщество в силах сформировать систему спроса на кадры, поднять престижность профессии, чтобы привлечь лучших из лучших. Это достойная заработная плата, социальный пакет и т. д. Именно отношение к сотруднику во многом может определить выбор отрасли молодыми специалистами.
Александр Ишин, вице-президент НОСТРОЙ:
– Строительное образование и в прежние годы было в нашей стране не просто неплохим, а одним из лучших. Наша задача – его не ломать, а откорректировать сообразно с запросами времени.
Одной из таких актуальных задач является создание единого реестра специалистов строительной отрасли, прошедших квалификацию и аттестацию.
Такой реестр позволит решить массу накопившихся проблем. Прежде всего, просчитать потребность ВУЗов в кадрах. А ясная картина наличия специалистов в регионе позволит избавиться от коммерческих СРО.
К примеру, если прораб у нас работает на стройке, а реестр «высветил» его во Владивостоке, значит, его диплом кто-то неправомочно использовал, поскольку очевидно, что человек не может одновременно находиться в двух местах. Кстати, диплом мы тоже проверяем, и такая база у нас есть.
Юлия Усова, генеральный директор НП СМАО:
– Именно в системе СРО формируется колоссальная база изучения потребностей в обучении, мониторинг потребности членов в программах повышения квалификации.
К примеру, наши эксперты провели анализ более 3 тысяч отчетов оценщиков, и свои программы обучения будут строить на тех конкретных образовательных потребностях, которые нужны, с учетом тех ошибок в повседневной практической деятельности, которые мы отмечаем. При этом очень важно регулярное обновление баз тестов, методик, заданий. В конечном итоге, если мы понимаем: кто учил, чему учил, то для нас такой сегмент членов СРО представляет меньше рисков.
Автор: Михаил Рыженков
Источник: Журнал «Саморегулирование & Бизнес» №6 (14), 2011
|