Закон сырой, но это – закон
Медиация как альтернатива суду
С 1 января 2011 г. вступил в действие закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)".
Этот закон закрепляет профессиональный статус посредников, с участием которых могут решаться гражданские (в том числе экономические), семейные и трудовые споры. Потребность в медиации как средстве внесудебного решения конфликтов бесспорна. Однако ее внедрение в жизнь, в том числе с помощью закона, вызывает трудности, и формирование СРО медиаторов – вопрос не самого близкого будущего. Тем не менее, осознание проблем медиации уже сейчас, на самых ранних этапах становления, возможно, позволит избежать грубых ошибок в этой сфере.
Медиацию – в массы
«Я тебя по судам затаскаю!» – ставшее идиомой выражение на самом деле не что иное, как последняя попытка призвать обидчика к досудебному разбирательству. И, действительно, возможность избежать судебной волокиты – великое благо. Медиацией называют внесудебное урегулирование конфликтных ситуаций с участием квалифицированного посредника – медиатора. Инициировать медиацию можно как до суда, так и в процессе его. Закон определяет медиаторов как независимых и нейтральных лиц, которые не имеют собственного интереса при разрешении спора, и помогают решить конфликт мирным путем.
По сути, медиация существовала всегда и у всех народов, что хорошо видно по разнообразным притчам, суть которых можно выразить нехитрой фразой: «Двое поспорили и пришли к мудрецу за советом».
В современном виде медиация появилась во второй половине двадцатого столетия в США, затем в Англии и Австралии, а несколько позже – в Западной Европе. К 2011 году Европа сделалась обладательницей 750 схем досудебного урегулирования споров (alternative dispute resolutions). Не все европейцы подозревают о таком изобилии вариантов, но зато все знают, что такое медиация, и почти треть пользовалась услугами медиаторов, хотя бы раз в жизни. В России о медиации в основном знают лишь те, чья деятельность связана с юриспруденцией, психологией, социологией и конфликтологией. Медиация пока еще не просто не популярна – она неизвестна большинству граждан РФ. Тем не менее, при том количестве дел, которыми сегодня буквально завалены все российские суды, появление упорядоченного и строгого механизма урегулирования споров могло бы сыграть исключительно положительную роль. Мнение Сергея Николаевича Мальтова, президента адвокатской палаты Красноярского края, заведующего кафедрой адвокатской практики юридического института СФУ, по данному поводу таково: «Закон сырой, но нужный, ведь надо же с чего-то начинать. Если закон заработает, то в ходе практического применения недочеты и шероховатости будут устраняться».
Работа над ошибками
Анализ ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» на сегодняшний день, так или иначе, сделали все, кого он касается. Недочеты очевидны, и чем раньше начнется работа по их устранению, тем лучше. Так, например, закон определяет достаточно узкие требования (возраст, дееспособность, отсутствие судимости) и принципы в деятельности медиатора. При этом есть разграничения в требованиях к медиаторам, работающим на профессиональной и непрофессиональной основе. Непрофессиональным медиатором может стать любой гражданин старше 18 лет, не имеющий судимости. Профессиональные медиаторы – это люди, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее образование и прошедшие подготовку по программе обучения медиаторов, утвержденной Правительством. Но медиация во всех случаях требует наличия квалифицированных специалистов. Для этого целесообразно разработать регламент обучения медиаторов, повышения их квалификации, правила аттестации и др.
Закон разрешает сторонам применять процедуру медиации в любой момент до принятия решения судом по спору. Однако есть риск того, что противоположная в споре сторона будет соглашаться на медиацию с заведомой целью «затянуть» судебный процесс.
В результате разрешения спора стороны подписывают медиативное соглашение, которое предусматривает добровольное исполнение. Однако возможны случаи невыполнения или ненадлежащего исполнения соглашения. Закон в нынешнем виде не дает гарантии исполняемости решений, принятых в ходе процедуры медиации. Медиативное соглашение не имеет силы исполнительного листа, не заверяется нотариусом – в случае неисполнения одной из сторон, для восстановления своих прав другая сторона вынуждена обратиться в суд, где возникнет новый спор, с использованием норм об исполнении мирового соглашения или иными способами, предусмотренными гражданским законодательством. Данная процедура, в свою очередь, способна существенно увеличить нагрузку на судебную систему РФ.
Закон строго говорит о конфиденциальности процедуры – на медиатора распространяется запрет разглашения какой-либо информации без согласия сторон, исключений нет. Только в случае раскрытия последней другой стороне, с согласия стороны, предоставившей информацию (ст.6 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»). Возникает разумный вопрос: как в таком случае медиатору защитить свои права, в случае обращения сторон за возмещением вреда? Кроме того, закрепленная законом безусловная конфиденциальность процедуры медиации означает невозможность контроля качества оказания услуг в сфере медиации. Особенно опасно это во внесудебной процедуре медиации, т.к. ее регулирование законом о медиации минимально.
Истребование от медиатора и от организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, информации, относящейся к процедуре медиации, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны не договорились об ином. Но четкая процедура, способы и гарантии реализации защиты конфиденциальной информации в законе отсутствуют. Равно как и не предусмотрена ответственность за разглашение информации, полученной в рамках проведения процедуры медиации.
Для восполнения вышеуказанных пробелов необходимо внесение соответствующих изменений в нормативные акты или издание новых. Необходимо пробудить интерес для всех слоев населения, повысить правовую культуру и законодательно обозначить гарантии и правовые преимущества альтернативного урегулирования споров, в том числе медиации. И нет сомнений в том, что создание СРО медиаторов поможет решить большую часть проблем, связанных с недостаточным совершенством нового закона.
Справка
Согласно ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», процедура медиации – способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения сторонами взаимоприемлемого решения. Медиатор (медиаторы) – независимое физическое лицо (физические лица) привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора. Организация, осуществляющая оказание услуг по проведению процедуры медиации, – юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является оказание по обращению стороны (сторон) услуг по организации проведения процедуры медиации, а также осуществление иных действий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Соглашение о применении процедуры медиации – соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная оговорка) или после его или их возникновения, об урегулировании с использованием процедуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением. Соглашение о проведении процедуры медиации – соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами. Медиативное соглашение – соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации в отношении спора или споров, а равно отдельных разногласий по спору и заключенное в письменной форме.
Наталья Иванова
Источник: Журнал «Саморегулирование & Бизнес» №3, 2011
|